Кинематограф Южной Африки
Достопримечательности - История, культура, традиции

  кинематограф южной африки

История

Кинематография Южной Африки — одна из старейших на континенте. В 1899 г. здесь был сделан первый пропагандистский фильм о войне. На полях сражений англо-бурской войны снимал У. Диксон, соратник изобретателя кинематографа Томаса Эдисона. Первый художественный фильм южноафриканского производства появился в 1910 г. Он назвался «Большое похищение кимберлийских алмазов». Первая в стране киностудия построена в 1915 году. В 1916—22 гг. там было произведено 43 картины.

К 1920-м гг. контроль над большинством южноафриканских киностудий перешёл к компании Исидора Шлезингера. Лишь в 1959 году эти предприятия были перекуплены 20th Century Fox. В 1956 году была принята государственная программа поддержки южноафриканского кинематографа. Её главными задачами являлись стимулирование местного кинопроизводства и отражение африканерских ценностей и культуры на экране. Фильм получал субсидию не на стадии производства, а по результатам проката. Таким образом, финансировались преимущественно ленты коммерческого характера. Независимое кино не могло рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства и получало её, в основном, из-за границы.

В 1960 году по настоянию африканерских кругов программа стимулирования местного кинопроизводства была изменена. Отныне фильмы на африкаанс финансировались государством на 55%, а на английском — лишь на 45%. В то же время южноафриканская компания Sanlam выкупила кинотеатры 20th Century Fox и организовала Satbel (SA Theatre Interests Ltd), которая монополизировала кинопрокат и производство в стране. SATBEL является предшественницей группы Ster-Kinekor, которая сегодня является крупнейшим кинодистрибьютором и прокатчиком в ЮАР.

В 1973 году была принята программа субсидирования фильмов на языках банту. Средства, выделяемые на неё, были несоизмеримо меньше тех, что шли на поддержку кино на африкаанс и английском. Картины на африканских языках демонстрировались в передвижных кинозалах. Правительство компенсировало значительную часть стоимости билетов, однако учёт посещаемости кинотеатров вёлся недостаточно строго, что порождало коррупцию и взяточничество.

С 1964 года в стране существовал Национальный совет по кино, занимавшийся выпуском хроникально-документальных фильмов. Часть из них выпускалась по заказу правительственных учреждений и распространялась за рубежом по каналам министерства иностранных дел в пропагандистских целях.

Кино полностью находилось под контролем государственной цензуры (по закону «О публикациях» 1974 года). Таким образом, власти могли поощрять благонадёжных авторов и препятствовать прокату «нежелательных» картин. Для этого же использовалось и государственное субсидирование киноиндустрии.

Первый цветной фильм производства Южной Африки «Далеко-далеко в степи» (Daar Doer in die Bosveld) вышел на экраны в 1951 г. Его снял Ями Эйс, который в 1961 г. стал продюсером и исполнителем главной роли в первом южноафриканском вестерне «Буяны» (The Hellions), ставшем первой совместной постановкой кинематографистов ЮАР, Великобритании и США.

А в 1964 г. тот же Ями Эйс выпустил комедию «Только после вас, товарищ» (After You, Comrade / All the Way to Paris), в которой сыграл главную роль — советского делегата на международной конференции, который постоянно ругается со своим американским коллегой, и они вынуждены разрешить свои противоречия неожиданным способом. Это была единственная южноафриканская кинокартина, в которой человек из Советского Союза представлен не злодеем, а прямо-таки душевным парнем. Фильм «Только после вас товарищ» стал первой лентой производства ЮАР, снятой за границей. В её производстве участвовали кинокомпании Франции, Греции и Югославии.

В 70-е годы в ЮАР выходило 12—15 художественных фильмов в год. Это были в основном мюзиклы, комедии, приключенческие и исторические ленты. В 1975 г. картина Ями Эйса «Животные — это замечательные люди» была удостоен приза «Золотой глобус» за лучший полнометражный документальный фильм. Это была первая лента производства ЮАР, получившая престижную награду за рубежом.

В 1980 г. на экраны всего мира вышла комедия Ями Эйса «Боги, должно быть, сошли с ума». Несколько лет этот фильм занимал первое место по кассовым сборам среди всех картин иностранного производства в истории кинопроката США.

Параллельно с официальными студиями в подполье снимались картины, авторы которых критиковали апартеид и правительство Южной Африки. Как правило, это были короткометражные фильмы. Среди них наиболее известны «Вернись, Африка» (1955, реж. Л. Рогозин, первый южноафриканский фильм, снятый нелегально), «Вулкан, проснись» (1968, реж. Л. Нгакане), «Пять судеб» (1980, реж. К. Остин). Разумеется, деятельность оппозиционных кинематографистов преследовалась и запрещалась.

Альтернативная кинопромышленность внутри страны начала действовать официально лишь с 1986 года. Первым южноафриканским фильмом, открыто критикующим апартеид и выпущенным в местный кинопрокат, была картина Д. Рудта «Место плача».

В 1985 году был введён новый закон, согласно которому южноафриканский кинематограф пользовался огромными налоговыми льготами. Это привело к производственному буму, поскольку инвесторы были заинтересованы во вложении средств в кино из-за быстрой и значительной прибыли. С 1985 по 1990 год в стране было выпущено более 600 фильмов. Большинство из них было низкокачественными подделками под американские картины класса «Б». Перепроизводство привело к кризису киноиндустрии. По этой причине в 1990 году было принято решение вернуться к прежней, пусть и менее эффективной, программе государственного финансирования.

Эта программа была окончательно отменена в 1995 году. Был учреждён Временный кинофонд (Interim Film Foundation) и принят План развития киноиндустрии (Film Development Strategy). На 1996—97 финансовый год было выделено десять миллионов рандов, причём из 300 предложенных на рассмотрение фонда проектов профинансированы 96.

Кинопроизводство ЮАР в настоящее время

В 1999 году был учреждён Южноафриканский национальный кино-видео фонд (NFVF). Перед ним стоит задача способствовать производству и прокату южноафриканских фильмов. Годовой бюджет этой организации составляет менее 2 миллионов долларов. При этом фонду необходимо выделять средства на строительство кинотеатров в негритянских пригородах, привлечение к съёмочному процессу представителей разных расовых групп населения ЮАР и производство новых лент.

В числе важнейших проблем — стимулирование интереса зрителей, прокатчиков и дистрибьюторов к местному кинематографу и противостояние засилью американских фильмов на южноафриканских экранах. Даже если картина местного режиссёра с успехом идёт во многих странах мира, прокатчики у него на родине не спешат её закупать. ЮАР, в отличие от других стран Африки, имеет развитую киноинфраструктуру. Здесь снимают европейские и американские кинокомпании. Но на увеличение местного кинопроизводства это почти не влияет. Южноафриканский кинематограф страдает от отсутствия хороших сценариев и рекламных бюджетов, необходимых для продвижения готовых фильмов, сделанных в ЮАР, на местном и международном рынке.

Надо выработать единые стандарты подготовки кинематографистов и обеспечить взаимодействие и координацию усилий тех, кто занимается кино и видеопроизводством. Отсутствие интересных и качественных сценариев тормозит развитие южноафриканского кинематографа. Кроме того, в стране не хватает квалифицированных кинопродюсеров. Когда в 1997 году был выпущен фильм «Дураки», первая в ЮАР картина, поставленная чернокожим (R Suleman), то многие замечали, что этот фильм не вполне южноафриканский. Дело в том, что его продюсером выступил француз, а, следовательно, Южная Африка не может считать этот фильм полностью своим.

Предполагается, что NFVF будет самым важным инструментом, с помощью которого правительство будет помогать кино - и видеоиндустрии. Помимо предоставления дополнительных возможностей вовлечения в съёмочный процесс представителей разных рас, фонд будет способствовать созданию новых отечественных лент и их прокату. Он будет также поддерживать и стимулировать южноафриканскую кино - и видеоиндустрию и бороться с укоренившимся в ней расовым неравенством.

Несмотря на значительные материальные трудности, кинопроизводство в ЮАР не прекращается. В 1999 году короткометражный фильм Тебохо Махлатси (Teboho Mahlatsi) о жизни негритянского пригорода «Портрет тонущего молодого человека» победил на Венецианском кинофестивале.

После 13-летнего перерыва вернулся в кино режиссёр Оливер Шмитц (Oliver Schmitz), автор наиболее значительного южноафриканского фильма 80-х годов «Мапантсула» (официальная программа Каннского кинофестиваля). В 1988 г. эта картина была сразу же запрещена на родине режиссёра, но демонстрировалась в 50 странах мира. Шмитц занялся документальным кино, и в 1997 году на фестивале Vues d’Afrique в Монреале его картина «Йоханнесбургские истории» (Joburg Stories) была признан лучшей документальной лентой. В конце 2000 года Шмитц вновь вернулся в игровое кино и поставил гангстерскую комедию «Рассказы об ограблениях». Средства на съёмку этого фильма поступили из Германии, Франции и Великобритании, но не из ЮАР. В мае 2001 года он вышел на европейских экранах, а в Южной Африке прокатчики не заинтересовались этой картиной.

По мнению Шмитца у южноафриканского кинематографа нет собственного лица. Кинематографисты этой страны страдают комплексом неполноценности. Так было во времена апартеида, и та же ситуация наблюдается сегодня. В ЮАР чрезвычайно сложно найти деньги на новую постановку, заинтересовать спонсоров. Режиссёр считает, что в Южной Африке не хватает фильмов, которые бы рассказали о сегодняшнем дне страны, о реальной жизни её жителей.

Сегодня многие в ЮАР не могут расстаться с наследием прошлого, а это мешает им двигаться вперёд, признать, что мир вокруг них изменился. Другие южноафриканцы хотят просто забыть о своём прошлом, «повесить на него замок» и стать совершенно новыми людьми, не отягощёнными воспоминаниями, а живущими лишь настоящим и будущим. В южноафриканском кинематографе редко предпринимается попытка взглянуть на общество в целом, не разделяя его по расовому признаку. Апартеид сохраняется в сознании кинематографистов ЮАР, считает режиссёр.

После почти двадцатилетнего отсутствия в ЮАР вернулся другой выдающийся режиссёр — Росс Девениш (Ross Devenish). Он прославился благодаря своим фильмам «Гость» (победитель международного кинофестиваля в Локарно, Одина из самых известных картин производства ЮАР), «Ноготки в августе» (два приза не Берлинском кинофестивале) и экранизации пьесы Атолла Фугарда «Бусман и Лена» (призёр кинофестиваля в Атланте, США; первый легальный южноафриканский фильм, рассказывающий о бедности и насильном выселении небелых жителей этой страны). В 1999 году была выпущена новая версия «Бусмана и Лены», поставленная американским режиссёром Джоном Берри (John Berry). Главные роли в этой картине исполнили Анджела Бассетт (Angela Bassett) и Дэнни Гловер (Danny Glover).

Современное состояние южноафриканского кинопроката

Несмотря на то, что с конца 90-х годов южноафриканский кинематограф завоёвывает всё большую популярность за рубежом, в последние годы даже лучшие ленты местного производства проваливаются в кинопрокате. Например, фильм Гэвина Худа (Gavin Hood) «Разумный человек», получивший Специальный приз жюри на фестивале в Карловых Варах, не пользовался успехом на родине. Действие фильма происходит в зале суда, где рассматривается дело об убийстве младенца мальчиком-пастухом. Режиссёр фильма исполнил роль адвоката, выступающего на стороне пастуха и попавшего в центр межэтнического конфликта.

Южноафриканские зрители считают, что большинство кинокартин местного производства слишком зациклены на расовой теме. Они слишком нравоучительные и политкорректны для массовой аудитории в ЮАР. Как и везде в мире, большинство южноафриканских зрителей ходят в кинотеатры, чтобы развлечься и отдохнуть, а не для того, чтобы столкнуться с межрасовыми конфликтами на экране. Поэтому в южноафриканском кинопрокате почти безраздельно господствуют голливудские картины.

Из всех фильмов местного производства южноафриканские зрители больше всего любят комедии. В 1996 г. комедия «Panic Mecanic» стала в южноафриканском кинопрокате самым прибыльным фильмом, сделанным в ЮАР, заработав 16 миллионов рандов. В 2003 году. Шустер побил этот рекорд с комедией «Мистер Бонс». В южноафриканском прокате эта комедия заработала больше, чем «Гарри Поттер и философский камень» и «Властелин колец: братство кольца». Фильм «Мистер Бонс» был выпущен на видео и в России.

Список самых кассовых фильмов производства ЮАР в южноафриканском кинопрокате (1980—2000 гг.)

Большинство кинотеатров страны принадлежат компаниям Ster-Kinekor и Nu Metro.

Самыми крупными успехами южноафриканского кино последних лет была премия «Оскар» за лучший иностранный фильм 2005 года, присуждённая криминальной драме «Тсотси» Гэвина Худа. В 2004 г. уроженка Йоханнесбурга Шарлиз Терон награждена «Оскаром» за лучшую женскую роль в голливудской драме «Монстр». Одной из лучших совместных постановок южноафриканских и американских кинематографистов стал криминальный боевик «Стандер» о йоханнесбургском полицейском, превратившемся в самого известного в ЮАР грабителя банков.

Кинофестивали в ЮАР

Самыми известными кинофестивалями, проводящимися в ЮАР, являются Южноафриканский международный кино и телерынок Sithengi (Southern African International Film and TV Market) и Кейптаунский международный кинофестиваль (Cape Town World Cinema Festival). Sithengi проводится ежегодно в ноябре в Кейптауне. За это время он стал самым главным событием кино и видеоиндустрии на африканском континенте. В его программу входят рынок телепрограмм, кинофорум, демонстрация африканских фильмов. Каждый год здесь заключаются сделки на сумму около 100 миллионов долларов.

Кейптаунский международный фестиваль, старейший в Южной Африке, проводится в ноябре при содействии Кейптаунского университета. Фестиваль неконкурсный, причём особенно приветствуются экспериментальные фильмы.

Один из крупнейших южноафриканских фестивалей называется Out in Africa. Это международный кинофестиваль геев и лесбиянок, проходящий в Кейптауне ежегодно в октябре-ноябре. На нём демонстрируются короткометражные и полнометражные ленты соответствующей тематики.

Ежегодно в июне проходит Международный кинофестиваль в Дурбане (Durban International Film Festival). На нём демонстрируются, в первую очередь, фильмы из африканских стран. Фестиваль проводится под патронажем Натальского университета.

В Йоханнесбурге проходит Правозащитный кинофестиваль трёх континентов (3 Continents Human Rights Festival), посвящённый документальному кинематографу Африки, Азии и Латинской Америки. А летом в Кейптауне проводится международный фестиваль документального кино «Встречи» (Encounters International Documentary Festival).

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Истории бывалых:

News image

Приключенческий туризм

В Йоханнесбурге нашу группу встретил проливной дождь, хотя в ЮАР дожди зимой такое же редкое явление, как в России

News image

Знакомство с белыми акулами

Вы когда нибудь ныряли к белым акулам?

News image

Золотой пляж Содвана Бей

Любители рыбной ловли и подводной охоты знают, что именно здесь были пойманы самые крупные в Южной Африке экземпляры рыб.

Незабываемые впечатления:

News image

ЮАР — Зимбабве

В Йоханнесбурге нашу группу встретил проливной дождь, хотя в ЮАР дожди зимой такое же редкое явление, как в России снег летом.

News image

Культура ЮАР

В целом, культура ЮАР — это результат многолетнего смешивания культур Европы и африканского континента.

News image

Путевые заметки Игоря Севостьянова

Первое, что бросается в глаза европейцу, приехавшему в Южную Африку - это совершенно чахлые и заморенные черные и здоровые, широкоплечие, накачанны...